Всё началось ещё до нашей эры.
Вспомните своё школьное утро: будильник на семь часов, за окном только начинает светать, а вам уже нужно вставать, быстро одеваться, собирать рюкзак и бежать на уроки, наспех перекусив бутербродами с чаем. В голове мелькает список задач на день: контрольная по математике, анализ произведения по литературе, пересказ по истории. И вечный вопрос: «Да кто вообще придумал эту школу»?
Увы, обвинить кого-то одного в своих испытаниях школьники не смогут. Первые учебные заведения появились ещё за несколько тысячелетий до нашей эры. Например, в Древней Греции мальчиков забирали от матери, как только им исполнялось семь, и отправляли на попечение отца и педагога-раба, которые учили детей читать, писать и считать. К 16–18 годам они отправлялись в гимнасии, где, как вы могли догадаться, занимались в основном гимнастикой. Потом, правда, к физическим упражнениям добавились другие занятия — например, философия и риторика.
Пожалуй, самый известный гимнасий той эпохи — Платоновская академия, где изучались этика, математика и политика. Там никому не приходилось сидеть за партой от звонка до звонка. Платон и его ученики любили проводить время за диалогами на свежем воздухе — философ считал, что так информация запоминается лучше. И конечно, без вина и оливок никуда!
Прообразы школ существовали также в Древнем Риме, Древней Индии и Древнем Китае. Так, образование в Индии строилось вокруг гуру, а само учебное заведение называлось гурукула. Ученики жили вместе с духовным наставником, перенимали его мудрость, а взамен помогали по хозяйству.
Так что идея образовательных учреждений не возникла в чьей-то конкретной голове — они появились в разных формах практически одновременно во многих частях мира.
На Руси учебные заведения, конечно, тоже были. После крещения в 988 году нужно было привить населению новую религию, а для этого людей стоило сначала обучить грамоте. Первые школы появились в Смоленске, Суздале, Киеве, Новгороде и Курске. Преподавали там грамматику, арифметику, риторику, диалектику, геометрию, музыку и астрономию.
Кстати, в Новгороде обучался письму мальчик по имени Онфим, который вполне мог бы дружить с современными школьниками, если бы жил не в XIII веке. Вы, возможно, видели берестяные грамоты и рисунки его авторства.
В 1714 году Пётр I ввёл обязательное образование для всех сословий, кроме крестьян, и создал профессиональные школы, но они не получили широкой поддержки. А в конце XVIII века при Екатерине II начала формироваться привычная классно-урочная система: ученики сидели за партами, занятия проходили по чёткому расписанию. Об этом вы, возможно, помните благодаря урокам истории. Но это ещё не была школа в её современном виде.
Такой, какой мы ее знаем, школа стала во многом благодаря выдающимся педагогам и учёным.
Один из них — Ян Амос Коменский, основоположник педагогики как науки. В 1657 году он опубликовал труд «Великая дидактика», где впервые описал идеи, которые сейчас воспринимаются как норма:
- Обучение начинается с детства.
- Учеников разделяют на классы по возрасту и уровню подготовки.
- Уроки и перемены имеют фиксированное время.
- Обучение проходит в утренние часы.
- Ученики в одно и то же время занимаются одним и тем же предметом, учителя по одному предмету не меняются.
- Уроки должны быть наглядными, с примерами и визуальными материалами.
- Дети учатся на родном языке, а не на латыни.
- Образование должно быть доступно всем вне зависимости от социального статуса и материального положения.
Одно из главных имён научной педагогики в России — Константин Ушинский. Он написал первые массовые учебники для начального образования, которые переиздаются до сих пор, — «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864). Идеи, которые Ушинский высказывал в своих трудах, не потеряли ни грамма актуальности:
- Образование должно быть обязательным и всеобщим. Уроки нужно преподавать на родном языке, а доступ к ним необходим и мальчикам, и девочкам.
- Качество образования напрямую зависит от учителя, поэтому он должен сам иметь высокий уровень подготовки.
- «Звуковой метод» изучения азбуки предпочтительнее. Все мы привыкли, что сначала изучаем буквы, а вместе с ними и слоги, чтобы сразу понимать их произношение. До Ушинского было не так. Детям показывали сочетания букв — например, «буки»-«аз» — и требовали угадать, что получится.
- Учителя и воспитатели должны поддерживать детей и помогать им, а не наказывать.
Кроме того, Константин Ушинский был уверен, что строить образование в стране нужно не с «верхушки» — то есть не с университетов, а с начальной школы. Это открыло доступ к обучению для широких масс.
Основы современной школы были заложены в древнейшее время, и с тех пор она продолжает меняться и развиваться. Так что нынешним ученикам, увы, некому высказать своё недовольство из-за того, что каждый день приходится делать домашку.
Прокачайте эрудицию 🧠 Знаете ли вы, почему считается, что смех продлевает жизнь? Знаете ли вы, зачем нам ногти? Знаете ли вы, почему время идёт только вперёд?